О двадцать третьем февраля.
Сразу в нескольких местах я наткнулся на спор о том, стоит ли омрачать праздничную дату 23 февраля "чечено-ингушской скорбью" по жертвам сталинских репрессий. У меня на этот счёт несколько вопросов.
Первый и главный: чем знаменательна дата 23 февраля? Какое великое историческое событие в этот день отмечает страна?
День защитника Отечества (ранее "Красной армии и флота") учреждён в честь 23 февраля 1918 года. Учреждён без сколько-нибудь приличного исторического повода, то есть на пустом месте. Кто не верит, пусть послушает маршала Ворошилова: "Приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".
Это ещё мягко сказано! По уму и совести, двадцать третий день февраля для защитников России должен быть ещё более скорбным, чем для чеченцев и ингушей.
Был у нас в МГИМО (и ныне, слава Богу, здравствует) профессор Зубов - доктор исторических наук и, на мой вкус, один из лучших лекторов-историков в России. Он называл 23 февраля 1918 года не иначе, как днём национального позора и унижения. Как раз в рубрике Зубова в "Новой газете" пару лет назад ещё один историк, профессор Сергей Волков, написал об интересующей нас дате, пусть и сильно категоричную, но весьма содержательную статью: http://www.novayagazeta.ru/society/51205.html
Высказывался на эту тему и небезызвестный диакон Андрей Кураев: http://www.vishime.ru/blogs/2013/02/22/diakon-andrej-kuraev-imenovat-23-fevralya-dnem-zas/
Разгромное наступление Германии, сдача Пскова и Нарвы, бегство обороняющихся, разброд и шатание в войсках, наконец, заседание ЦК РСДРП(б), на котором безоговорочно принят германский ультиматум с последующим заключением Брестского мира - вот что такое 23 февраля 1918 года для российской истории. Это день капитуляции.
Что касается защитников отечества в это время, то вот какую оценку уже 25 февраля 1918 года им даёт сам Владимир Ленин: "Мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о невыполнении приказа уничтожить все и вся при отступлении; не говорим уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве (…) В Советской республике нет армии".
Что тут праздновать? Праздновать нечего.
Второй вопрос.
Депортация чеченцев и ингушей, начатая 23 февраля 1944 года, - общепризнанный (среди адекватных людей) геноцид, жертвами которого стали сотни тысяч невинных людей, объединенных лишь этнической принадлежностью. В этот день два народа целиком были подвергнуты бесчеловечному бессудному наказанию.
Почему скорбь по этим несчастным людям до сих пор (а на дворе XXI век) остаётся "чечено-ингушской", а не стала общероссийской? Если мы действительно одна страна, то почему в наиболее трагический для чеченцев и ингушей день остальная Россия гуляет?
Может ли такое быть в нормальной семье, что у двух братьев траур, а остальные уходят в загул?
Наконец, заключительный вопрос: неужели так сложно, следуя рекомендациям историков и просто разумных людей, перенести праздник защитника отечества на другой, более подходящий для этого день? Ведь, строго говоря, любой другой день подходит для этого больше, чем 23 февраля.
Неужели бытовая привычка дарить носки именно 23 февраля дороже исторической правды, взаимного уважения и человечности?